пн-пт: 9.00 - 18.00
сб: 10.00 - 14.00
вс - выходной

(mts) (velcom) (tel/fax) (tel/fax)
+375 29 725-42-42 +375 29 356-29-90 +375 163 64-46-06 +375 163 67-44-44
Все страны

Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь

Ансамбль Свято-Успенского монастыря: Успенский собор; Богоявленская церковь; Крестовоздвиженская церковь; колокольня; здание семинарии; жилой корпус; хозяйственные постройки.

Архитектурный ансамбль имеет нерегулярную планировку, красочную объемно-пространственную композицию и выразительный силуэт. Ядро ансамбля - Успенский собор, связанный крытыми переходами со зданием семинарии (на севере) и с жилым корпусом (на юге), в первом этаже которого сделан арочный проезд . Здание семинарии формирует парадный двор перед апсидой собора. Около восточного крыла семинарии большой прямоугольный хозяйственный двор, окруженный одноэтажными корпусами. На юго-востоке от собора - Богоявленская церковь. В восточной части монастыря на самом высоком месте построена Крестовоздвиженская церковь - вертикальная доминанта ансамбля.

Строительство в Жировицах первой деревянной церкви связано с именем одного из представителей рода Солтанов - Александра Солтана, которому Великий князь Литовский Александр грамотой от 20 марта 1493 подарил в наследственное владение имение Жировичи с деревнями. Он построил церковь на месте, где по легенде в 1470 г. (по другим сведениям в 1493-95 гг., 1510-1520) появился образ Божьей Матери. Вокруг церкви стали формироваться поселения, появился монастырь. В 1520 г. сильный пожар уничтожил почти все постройки. Около 1560 г. один из потомков А. Солтана начал строить каменную церковь, первая документальная упоминание о которой находится в Литовской метрике. В 1586 г. при церкви уже упоминается мужской монастырь.

Документы свидетельствуют, что в 1609 году Жировицкое имение было приобретено у Иоанна (Ивана) Ивановича Солтана, внука Александра, мстиславским каштеляном Яном Мелешко, к которому перешли также права владения монастырем и церквями: тогда на территории, принадлежащей монастырю существовали 2 церкви - одна деревянная и одна - каменная, недостроенная, "заложения Пречистой Святой Богородицы".

В том же 1609 году приход жировичской церкви был присоединен к Брестской церковной унии. Первоначальный этап создания базилианского монастыря связан с деятельностью Иосафата Кунцевича, который стал его первым игуменом. Уже в начальный период истории монастыря значение его в жизни униатской церкви было очень великим. В 1639 г. Папа Урбан VIII утвердил устав созданного при монастыре униатского братства.

После смерти в 1622 г. Яна Мелешко все наследство перешло к его дочери Богдане, в замужестве Пржецлавской, которая подтвердила права монастыря на его владения, а также способствовала проведению строительных мероприятий. Помогал ей Петр Мамонски, который в 1629 г. служил настоятелем Жировицкого монастыря.  В. Стэбельски сообщает, что именно он начал и завершил строительство каменной церкви, украсив ее должным образом внутри. Посещение монастыря стало обычаем польского королевского дома. После того как король Владислав IV с женой, во время приезда в Ружанский замок до Сапеги, прибыл на службу в Жировичский монастырь, короли по традиции считали своим долгом посетить и поклониться чудотворному образу Жировичской Богоматери.

Архитектурный ансамбль монастыря сложился в 17-18 вв. Включает три храма, колокольню, здание семинарии, жилой корпус, трапезную, ряд хозяйственных построек.

Главный Свято-Успенский собор начали строить в 1629 г., работы продолжались до 1670-80 гг. Явленская церковь построена в 1672 г. на месте второго появления чудотворной иконы после пожара. Крестовоздвиженская церковь построена в 1769 году. Напротив главного входа в Успенский собор через улицу построена колокольня. Р. Боровой высказал гипотезу, что в конце 18 в. каменная колокольня также располагалась напротив церкви, но на западной границе площади, возле дороги. С этой версией не согласилась С. Адамович. Проведенный ею анализ планировочной структуры Жировичей и исторических материалов позволяет утверждать, что известная по документам каменная колокольня, начиная с середины XVIII в., находилась напротив главного входа в Свято-Успенскую церковь, то есть на том месте, где существует в наше время. Колокольня была сделана в готическом стиле. С северной и северо-восточной стороны от монастыря был сформирован хозяйственный двор монастыря с системой деревянных зданий. Возле собора на прямоугольном участке между линией площади и западным корпусом монастыря был разбит небольшой сад. За монастырским комплексом при Иосифе Семашко был организован красочный парк. С южной стороны от монастырских построек располагались огороды.

Во время военных действий между польскими войсками и Богданом Хмельницким последний подверг полному опустошению Жировичский монастырь. После этого, к концу 17 в., Жировичи были заново отстроены. Новые разрушения принесла Северная война, и снова, после отступления войск Карла XII, монастырь быстро восстановили.

В 1810 г. собор монастыря стал кафедральным собором всей Брестской епархии. Сюда было перенесено епархиальное управление, которое ранее находилось в Новогрудке. Отныне брестские епископы жили в Жировичском монастыре.

Приказом 1828 г. была создана греко-униацкая духовная семинария. Сформированный на основе монастыря крупный центр духовного образования должен был стать главным в  Беларуси учебным заведением по подготовке священнослужителей для униатских храмов.

В 1820-е гг. в монастыре проводятся строительные работы. В 1822 г. по причине плохого состояния перестроен верхний ярус колокольни. К колокольне с обеих сторон примыкали небольшие каменные одноэтажные дома.

В 1827-1828 гг. был реконструирован и Успенский собор. Он приобрел черты классицизма. На хозяйственном дворе были построены каменная гостиница для богомольцев и служебное здание.

В 1839 г. после упразднения униатской церкви монастырь стал православным, униатская семинария преобразована в православную Литовскую духовную семинарию и духовное училище. В 1845 г. кафедра и семинария были переведены в Вильно. В Жировицах осталось духовное училище.

Многие документы 1851-1852 гг. сообщают, что настоятелем Шумиловичем в монастыре были проведены ремонтные работы.

Во время Первой мировой и гражданской войн Жировичи и монастырь постоянно подвергались грабежам и разрушениям.

В 1924 г. часть монастырских зданий была использована для аудиторий сельскохозяйственно-лесной школы, которая просуществовала до 1939 г.

Известно, что в 1933-1934 гг. на территории монастыря проводились реставрационные работы под руководством известного польского консерватора Станислава Лоренца.

В Великую Отечественную войну монастырь действовал, монастырские здания уцелели, колокольня и две каменные к ней пристройки были отремонтированы и в 1947 г. в них поселились преподаватели училища и семинарии.

В 1961г.(по другим данным в 1963г.) закрыта духовная семинария.

В 1979 г. проведен очередной ремонт Успенского собора, вокруг территории сделана каменная ограда.

После 1988 года началось постепенное возрождение монастыря. Выполнены ремонтные работы в Никольской и Явленской церквях, сделана отделка под мрамор в Успенском соборе и Никольской церкви, перекрыта крыша Георгиевской церкви, стены храма окрашены, в Явленской церкви позолочен иконостас, отремонтированы братский корпус. На территории монастыря возведены новые мастерские, хозяйственные постройки, новые кельи. В 1989 г. монастырю был возвращен прилегающий к Успенскому собору корпус техникума, а в 1996 году вернули и бывший монастырский корпус, в которых учатся семинаристы.

Сегодня Жировичский монастырь - главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни Беларуси – иконы Жировической Божьей Матери.

 

 

icon