пн-пт: 9.00 - 18.00
сб: 10.00 - 14.00
вс - выходной

(mts) (velcom) (tel/fax) (tel/fax)
+375 29 725-42-42 +375 29 356-29-90 +375 163 64-46-06 +375 163 67-44-44
Все страны

Гродненщина — одна из богатейших областей Беларуси по количеству памятников истории культуры. Среди них Августовский канал в Беларусивыдающийся объект гидротехнической архитектуры 1-й половины XIX в. Августовский канал, соединивший реку Вислу с Неманом. Его длина составляет 102,8 км. В мире существует только два аналога этого водного пути: в Швеции — Gota и в Великобритании — Kalendonski. Территория, прилегающая к каналу, привлекательна и создает благоприятные условия для развития международного туризма и организации зоны отдыха, а также широкомасштабного туристического комплекса. Претендует на включение список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Идея строительства канала связана с экономическими проблемами Королевства Польского, входившего в состав Российской империи. В 1821–1825 гг. берлинское правительство ввело высокие таможенные пошлины за транзит товаров Российской империи, что препятствовало доставке сельскохозяйственной продукции в балтийские порты. Инициатором строительства Августовского канала в обход границ Пруссии был министр финансов Королевства Польского Франтишек Друцкий-Любецкий. Автор проекта инженер-подпол-ковник Игнатий Прандзинский, исполнитель генерал Ян Малецкий. Проект предусматривал новый водный путь через приток Вислы р. Нетту, которая впадает в р. Бебжу, а затем благодаря искусственным каналам с системой шлюзов через озера Августовской пущи выйти к р. Чорная Ганьча, которая и соединит его с Не-маном. Суть идеи базировалась на создании большей окружной водной артерии, которая обходила бы границы Пруссии, приводя к разорению богатевшие на тор-говле прусские города Гданьск, Кенигсберг, Эльблонг, Клайпеда. План этот как средство нажима на Пруссию сыграл свою роль. В 1825 г. прусские таможенные сборы имели лишь символическое значение. Несмотря на это, Августовский канал был построен и соответствовал достижениям европейской цивилизации.

Строительство Августовского канала

Сразу же после введения берлинским правительством 10 апреля 1823 г. репрессалий в бассейн Вислы и НеманаАвгустовский канал в Беларуси были направлены две исследовательские экспедиции. Польской руководил подполковник Генерального кватермей-стерства Игнатий Прондзинский, российской подполковник Карл Рейсе. После того как было выяснено, что строительство водной артерии технически возможно, 22 мая 1824 г. царь Александр I принял решение о начале реализации проекта, а еще через год утвердил планы и смету.

В июле 1824 г. начато регулирование и канализация 70 км р. Бебжи и свыше 30 км р. Нетты выравнивание и углубление русла, насыпка валов, создание буксирных дорог. К началу строительного сезона 1825 г. была подготовлена сырьевая база, а также выработана техно-логия изготовления искусственной гидравлической извести по системе Луи Виката. С 1825 г. возводятся шлюзы из камня и кирпича. Огромные трудности вызывали рытье рвов, насыпание валов, буксирных дорог для тягловых животных. После 1833 г. работы на канале уже носили косметический характер.

Были построены 21 камерный шлюз и 29 регулирующих плотин, 24 объекта службы канала, 14 больших и на бук-сирных дорогах 65 небольших мостов. Все без исключения строительные работы были завершены в 1839 г.

В строительстве принимала участие плеяда лучших архитекторов: В. Колберг, Я. Лелевель, В. Корчаковский, Ю. Спорны. Рабочие составляли настоящую национальную мозаику — поляки, литовцы, белорусы, немцы, французы, англичане, шведы. В зависимости от масштаба работ ежедневно было занято от 4 до 7 тысяч человек. Стоимость строительства составила около 14 млн польских злотых, или свыше 1,5 млн рублей серебром.

Прошлое и настоящее Августовского канала

Передовой для своего времени канал, предназначенный для перевозки огромного количества товаров, сменил свое назначение по причине выхода Пруссии из таможенной войны в 1825 г., а также развития во 2-й пол. XIX в. железнодорожных коммуникаций. Сильному разрушению канал подвергся в Первую мировую войну. В 1939 г. была проведена демаркационная линия между Германским рейхом и СССР. Канал был разделен. Части юго-западная до Черного Брода и восточная от Кужинца до Немнова вошли в состав Белорусской ССР, середина отошла к рейху.

Августовский канал в БеларусиИзвестно, что на советской стороне движение по каналу замерло. В части, отошедшей к Германии, канал интенсивно использовали для транспортировки древесины на лесопильни. С мая по июнь 1944 г. на большинстве шлюзов были проведены совместные диверсионные акции польских и советских партизан против нацистов, что привело к их уничтожению. После освобождения в августе 1944 г. на небольшом отрезке в 2,5 км (Рудавка Волкушек) русло канала стало государственной границей с Польшей. В 1958 г. Августовский канал получил статус водного пути IV класса. В Беларуси канал в послевоенный период практически не эксплуатировался. С 2004 г. по указу Президента Беларуси Александра Лукашенко началась реконструкция белорусской части канала. Гидротехнические сооружения восстановлены с сохранением первоначальных и используемых ранее при ремонтах облицовочных материалов или же с заменой на новые, аналогичные по своим характеристикам. Реконструкция канала позволяет эксплуатировать его в трех режимах, предусмотренных первоначальным проектом (1825 г.), создаст благоприятные условия для развития международного туризма и организации зон отдыха.

Сегодняшний вид большинства объектов Августовского канала отличается от тех форм, которые им придали строители канала в XIX в. Однако его возведение соответствовало требованиям технической культуры и достижениям европейской цивилизации. Канал занимает отрезок между местностями Дембово (Польша) и Немново (Беларусь), длина превышает 102 км. По территории Беларуси проходит около 22 км. Белорусская часть канала начинается на линии границы с Польшей за 1,8 км до пограничного шлюза «Кужинец». После реконструкции имеет 18 шлюзов.

0,35 км — шлюз в Дембове. 
Однокамерный, построен в 1826–27 гг., инженер Пжерембель. 
13,20 км — шлюз Сосново. 
Однокамерный, построен в 1948 г. на месте старого, инженер Корчаковский. 
19,25 км — шлюз Борки. 
Однокамерный, построен в 1835–36 гг., инженер Корчаковский. 
27,10 км — шлюз Белобжеги. 
Однокамерный, возведен инженером Корчаковским в 1825–26 гг. 
32,50 км — шлюз Августов. 
Однокамерный, возведен инженером Едко в 1825–26 гг. Перестроен в 1947 г. 
43,50 км — шлюз Пжевезь. 
Однокамерный. Построен в 1826–27 гг., инженер Шульц. 
47,10 км — шлюз Свобода. 
Однокамерный, возведен в 1826–27 гг., инженер Лелевель. 
57,00 км — шлюз Горчица. 
Однокамерный, построен в 1828 г. Инженер неизвестен. 
60,90 км — шлюз Панево. 
Строил инженер Хораин в 1826–27 гг., реконструирован, 2-х камерный. 
63,00 км — шлюз Перкуть. 
Возведен инженером Пендицким в 182728 гг., ремонтировался, однокамерный. 
69,10 км — шлюз Микашовка. 
Однокамерный, возведен в 1828 г. инженером Корчаковским. 
70,30 км — шлюз Соснувек. 
Однокамерный, построен в 1828 г., инженер Едко, перестраивался. 
74,40 км — шлюз Тартак. 
Однокамерный, построен в 1838–39 гг., инженер Шефер. 
77,40 км шлюз Кудринки. 
Однокамерный, построен в 1828–29 гг., инженеры Белинский и Хораин. 
80,00–83,40 км 
канал на этом участке является границей между Польшей и Беларусью. 
81,75 км — шлюз Кужинец. 
Возведен в 1828 г., инженер Едко. 
85,00 км — шлюз Волкушек. 
Однокамерный, возведен в 1829 г., инженер Корчаковский. 
91,50 км — шлюз Домбровка. 
Однокамерный, построен в 1829 г., инженер Арнольд. 
101,20 км — шлюз Немново. 
Построен в 1829 г., 4-х камерный, инженер неизвестен 
102,80 км 
канал соединяется с Неманом.

Историко-культурное наследие

Памятники археологии 

Белорусская часть Августовского канала располагает многочисленными памятниками архитектуры и культуры разных эпох. Любителям древности будет интересно побывать на древних курганных захоронениях и селищах восточных славян, которые появились здесь примерно в XI в. До нашего времени сохранились древние памятники археологии XIXIV вв. между д. Гожа и р. Неман, на северной окраине д. Заречанка (Баля Костельная), на восточной окраине д. Баля Сольная, в районе д. Ратичи.

Памятники культуры и архитектуры

Шедевром архитектуры XVIII в. можно назвать дворцово-парко-вый комплекс в Святске, имение магнатов Воловичей. Дворец в стиле барокко был возведен по заказу гродненского маршалка Юзефа Воловича в 1779 г. при участии архитектора Дж. Сакко. Несмотря на проведенную в 1930-х гг. реконструкцию, здание сохранило первоначальный план. Дворец размещен на естественном холме. Центральный корпус 2-х этажное каменное здание с цокольным этажом, высокой мансардной крышей. Планировка этажей соответствует моде 2-й пол. XVIII в. К центральному кор-пусу в XIX в. были пристроены боковые флигели и галереи-ко-лоннады, соединяющие все постройки в единый комплекс. Из внутреннего убранства сохранились камины, обрамление дверей, частично лепка. Элементы декора сделаны по плану архитектора Джузеппе Сакко, известными художниками Антонием Смуглевичем, итальянцем Тамбори, а также мастерами из Варшавы в стиле классицизма. Напротив дворца расположена часовня в неоготическом стиле. Комплекс дополняется парком пейзажного типа.

Усадьба Валовичей в Святске

Сакральная архитектура бассейна Августовского канала представлена католическими святынями, которые функционируют до нашего времени. Парафиальный костел им. Ясофата Кунцевича в Сопоцкине (предместье Теолин), костел св. Богоматери в Заре-чанке (Бале Костельной), в Голынке, Bacилевичах, Перстуни (бывшие униатские храмы).

Костел им. Ясофата Кунцевича возведен в 1612 г. Яном Воловичем. В 1867 г. католическая парафия была упразднена, а святыню передали православной церкви. Здание возвращено католикам в 1919 г. Храм представляет собой однонефовую одноапсидную базилику. Главный фасад украшен двумя башенками в стиле ретроспективного барокко. Внутренний декор костела выполнен в XX веке. Здесь находятся алтари св. Франтишка, св. Антония, св. Я. Кунцевича, св. Казимира, св. Анны и св. Михала, св. Кольбе. В храме установлены памятные доски ксендзу парафии Теолин Ю. Навосадко, графу П. Гурскому, Т. Костюшко и Э. Ожешко.

Сопоцкин впервые упоминается в документах в 1-й пол. XVI в. как частное владение князя Сопоцько. В 1784 г. имение получило статус торгового местечка с униатской церковью и синагогой. Здесь располагались 7 пивоварен, 7 гончарен, 2 ветряные мель-ницы; насчитывалось 48 ремесленников. Сопоцкин входил с кон-ца XVIII в. в состав многих государств: Пруссии, Королевства Польского, Российской империи. С 1939 г. вошел в состав Бела-руси. В современном Сопоцкине проживает около 1500 человек.

В области канала находится ряд оборонительных объектов, вхо-дивших в систему Гродненской крепости 1915 г. Реконструкция и укрепление фортов и дотов были предприняты в 1939–41 гг. В инспектировании работ принимал участие генерал Дмитрий Карбышев.

Форт в Наумовичах — 3-х этажная постройка (наземные и под-земные этажи), возведенная из дикого камня и бетона. Центральный фасад составлял в длину 150 м. В верхнем этаже, выступающем над землей, размещались бойницы для пулемётов и стрелков, соединенные между собой проходами, внизу были складские помещения и жильё. Толщина стен достигала 1,52 метров. Нака-нуне Великой Отечественной войны здесь находилось подразделение 9-ого пулеметно-артиллерийского батальона 68-го Грод-ненского укрепрайона.

Мемориальный знак около д. Соничи установлен пограничникам 2-й заставы 86-го Августовского погранотряда. В 1941 г. 22 июня на левом берегу канала бойцы приняли неравный бой с нацистами.

Памятник жертвам нацизма в д. Наумовичи — место уничтожения мирных жителей во время Второй мировой войны. Здесь погибло более трех тысяч белорусов и поляков.

Туристическое развитие

augustow11.jpgВ 1858 г. на краеведческие достоинства канала обратил внимание лесник Александр Полуянский, основатель туристического движения. Он подчеркивал, что красивые окрестности канала можно сравнить с модными в то время Швейцарией и Надрейнской областью. Первые массовые тури-стические мероприятия возникли после организации в 1905 г. Польского краеведческого общества. Четыре года спустя был проведен первый пешеходный поход от Сувалок до Августова, а в 1912 г. пешеходно-транспортная экскурсия «путем Наполеона». В середине 20-х годов распространилась мода на байдарки. Первыми из байдарочников здесь появились варшавские скауты. Главную роль в пропаганде достоинств Августовского канала сыграла книга «Черная Ганьча», написанная в 1931 г. Вандой Милошевской. Здесь возникла база водного спорта. По каналу курсировал теплоход «Эмилия Плятор». Дальнейшему развитию туристической деятельности помешала Вторая мировая война. Однако, уже с 1958 г. инвестировать базу отдыха в районе августовских озер начали предприятия Белостока, Варшавы и других регионов Польши, профсоюзы и молодежные организации. Были построены кемпинги, дома отдыха. Сегодня в Польше центром организации туристических мероприятий по каналу является г. Августов.

В Беларуси после окончания Второй мировой войны канал практически не эксплуатировался. Начиная с 90-х гг., туристическая деятельность значительно активизировалась благодаря проведению ежегодных международных сплавов байдарочников, орга-низованных отделом спорта и туризма Гродненского облисполкома и туристическими фирмами г. Гродно. Их участники представители разных стран. С началом реконструкции канала в 2004 г. интерес к нему увеличился. Разработаны специальные пешие, автобусные и водные маршруты. В навигационный период по каналу, преодолевая шлюзы, курсирует теплоход «Неман». На шлюзе «Домбровка» работают кафе и стационарная корчма, осуществляется прокат лодок. Для многодневного отдыха турис-тов открыты три гостевых домика. Они расположены возле гидроузла «Домбровка», судоходного шлюза «Немново» и водо-сбросного шлюза «Куркуль». Два домика построены в 1830 г. и обновлены в ходе реконструкции Августовского канала. Каж-дый из них рассчитан на 10 мест. Ежегодно на канале проходит фестиваль «Августовский канал в культуре трех народов», соби-рающий до 5 тыс. человек разных национальностей.

Природа

Августовский канал практически посередине пересекает один из крупнейших лесных массивов Польши — Августовскую пущу. Она является остатком огромных древних лесов, когда-то произраставших между Польшей, Беларусью и Литвой. Площадь всей пущи вместе с ее белорусской и литовской частями достигает около 250 тыс. га, а ее польская часть занимает 120 тыс. га.

Белорусская часть Августовского канала и прилегающие к нему лесные массивы Сопоцкинской охотничьей дачи, являющейся продолжением Августовской пущи, представляют собой ценнейшую экосистему. Здесь обитают косули, лоси, олени, кабаны, волки, рыси, бобры, глухари, тетерева и много видов лесных и водоплавующих птиц. Через Неман до реки Котра простирается наиболее живописный и наименее хозяйственно освоенный участок Неманской низины, известный под названием Гродненская пуща. Этот лесной массив за 15–20 км на север и северо-восток от Гродно занимает площадь более 40000 га. Здесь произрастают, по крайней мере, 523 вида редких растений, среди которых не менее 13, подлежащих охране. На территории пущи расположены крупные болотные массивы «Бершты», «Пуховка», «Горячий бор», включенные в Красный список болот Беларуси.

augustow-canal.jpg

В пределах пущи реаклиматизировано самое могучее животное — беловежский зубр, стадо которого уже выросло до 29 особей.

В Гродненской пуще находится ряд особо охраняемых территорий: государственные ботанические заказники дикорастущих лекарственных растений «Сопоцкинский», «Гожский» и «Поречский», ландшафтный заказник республиканского значения «Озе-ры», проектируемый ландшафтный заказник «Котра», а также местные ботанические заказники «Сопоцкинский» и «Зарица», ряд старинных парков. В 1995 г. Институт охраны окружающей среды в Варшаве выработал концепцию образования Августовско-Вейсеянской трансграничной заповедной зоны. Проект предусматривает заключение трехстороннего польско-литовско-белорусского соглашения в деле образования заповедной охраняемой зоны международного ранга.

 
icon