пн-пт: 9.00 - 18.00
сб: 10.00 - 14.00
вс - выходной

(mts) (velcom) (tel/fax) (tel/fax)
+375 29 725-42-42 +375 29 356-29-90 +375 163 64-46-06 +375 163 67-44-44
Все страны

В 13 км от Слонима по дороге на Волковыск расположено древнее село Сынковичи, где сохранилась уникальная церковь-крепость. Построенная как православный храм, она затем «перешла» в униатство и вернулась в православие после упразднения унии. В межвоенный период, в 20 — 30 годах ХХ столетия, здесь вновь действовал активный униатский приход, который существовал благодаря усилиям иезуитов восточного обряда, обосновавшимся в пригороде Слонима — имении Альбертин, которое принадлежало Пусловским. После Второй мировой войны храм был закрыт и возобновил свою деятельность как православная святыня в 1993 году. 

Сынковичская церковь

Храм этот стал источником вдохновения для многих художников, работающих в графике, акварели, гравюре. Начиная с ХІХ века и до сей поры он продолжает быть объектом пристального внимания археологов, историков архитектуры. Все это не удивительно, ибо памятник покоряет неотразимой цельностью, логической законченностью, певучей гармонией своей композиции. И в то же время он окутан тайной - тайной своего происхождения. 

Судьба церкви сложилась так, что до наших дней не дошли ни столько-нибудь подробные исторические сведения о ней, ни тем более имена ее создателей. 

До ХІІІ столетия на территории Беларуси возводились крестово-купольные культовые постройки, которые возникли под влиянием архитектуры Византии. В ХІV - ХV веках белорусские храмы приобретают новый облик, что было связано с воздействием немецко-нидерландской готики, переработанной местными мастерами в соответствии с требованиями времени. А в ХVІ столетии, в эпоху Реформации, сюда проникают гуманистические идеи итальянского Возрождения. Церковь Св. Михаила Архангела в Сынковичах является именно тем памятником, в котором все эти художественные течения слились в единый синтетический ансамбль. 

Массивные, полутораметровой толщины стены, башни, помещение под сводами с бойницами сближают церковь с небольшим замком. Ее план напоминает планы древних четырехстолпных церквей с тремя алтарными апсидами. И в этом она близка к постройкам ХІ - ХІІІ веков. Однако объемно- пространственная структура церкви носит уже совсем иной характер: она является зальной трехнефной шестистолпной базиликой. Все ее нефы имеют одинаковую высоту (4 м) и перекрыты крестовыми сводами с нервюрами. В одной из апсид (правой, южной) использованы сложные готические своды в виде многогранной звезды - символа неба, Царства Небесного.

Сынковичская церковь

Все три апсиды находятся под одним конусоподобным покрытием. Это стало возможным за счет введения системы ступенчатых арочек, расположенных между верхними частями апсидных полукружий. И насколько при этом проще стала конструкция и целостнее весь объем храма благодаря одной крыше вместо трех.

Это впечатление целостности увеличивает аркатурный пояс, звучащий как эхо романского зодчества. Он, подобно обручу, стягивает все апсиды, соединяя их друг с другом и с башнями. И если крыша апсид как бы стекает с треугольника восточного фронтона, продолжая его абрис, то этот аркатурный пояс перекликается с мощной аркатурой машикулей (навесных бойниц), опоясывающей северный, южный и западный фасады. Оба пояса выдержаны в одном ритме. Архитектурные формы как бы перетекают друг в друга, рождая мелодию сложного рисунка. Мощным крещендо в этом каменном хорале звучит аккорд главного фасада. 

Оформление главного фасада отличается виртуозной изобретательностью. Он расчленен нишами на несколько ярусов, причем ниши каждого яруса имеют неповторимые очертания, размеры и характерный рисунок. Плоскости ниш белили известью, что вместе выступающими частями кирпичной кладки неоштукатуренных стен создавало очень активную, мажорную бело-красную колористическую гамму. Цветовая гармония и ритм декоративных элементов покоряют своей красотой. 

Оборонительный характер храма подчеркивают четыре башни, размещенные по углам церкви. Однако вплоть до 1880-х годов была еще и пятая башня-купол по середине крыши здания. Она исчезла при ремонте (а взамен ее появилась башня над апсидой), но ее наличие глубоко символично: оно доказывает, что Сынковичская церковь была своеобразным звеном в ряду обороннных храмов, упрощение которых шло от 5- к 2- и 1-башенным постройкам.

Башни различны по конструкции. Восточные - круглые. Западные стоят на квадратных основаниях и поддерживаются с трех сторон контрфорсами. Верхняя часть их - восьмигранник с тремя ярусами бойниц. Винтовые лестницы в каждой из башен соединяют интерьер храма с чердаком, где размещается главный оборонный ярус постройки. 

По периметру трех фасадов стены прорезаны круглыми бойницами и машикулями, которые чередуются друг с другом. Через бойницы вели  мушкетный огонь на дальние дистанции, а через машикули сбивали врагов со стен храма. На фасадах бойницы и машикули получили четко выраженную декоративную роль и превратились в интересные элементы внешнего убранства церкви.

 Кроме этих оборонительных приспособлений, в верхней части главного фасада есть интересный и редкий архитектурный элемент - «фонарик», который служил наблюдательным пунктом. Если учесть, что церковь стояла на открытом месте, то защитники ее имели очень большой сектор обстрела. 

Под каждой из башен был склеп. Большой подвал находился и под полом храма. Бабинец, или притвор, появился, вероятно, позже возведения стен и башен, но уже в ХVІІІ веке он отмечен в инвентарях. 

Сынковичская церковь

Что же касается каменной звонницы, то ее выстроили в конце ХІХ столетия, и она выпадает из общей стилистики памятника. Эта церковь является маленькой цитаделью. В серии подобных оборонных сооружений в Литве, Польше, Украине этот храм не имеет себе равных. У него свое, только ему присущее архитектурно-художественное лицо.

Время строительства храма  точно не установлено. Дореволюционные исследователи считали, что сооружение его относится к началу ХV века. Краеведы называли даже год -1407г.

Крупные искусствоведы и историки архитектуры Щекотихин, Кацер, Чантурия датируют памятник концом ХV - началом ХVІ века. И эту дату как наиболее вероятную воспроизводят сейчас архитектурные энциклопедии и Свод памятников истории и культуры Беларуси. Польские специалисты и известный археолог и историк архитектуры Михаил Ткачев считают, что храм был сооружен в первой половине или середине ХVІ столетия.

Сегодня богослужения проходят в церкви каждое воскресенье и во все великие православные праздники. Также в первую пятницу и третью субботу каждого месяца совершается божественная литургия с молебном и чтением акафиста Божьей Матери перед чтимой иконой «Всецарица». Начало службы в 9 утра.

icon