пн-пт: 9.00 - 18.00
сб: 10.00 - 14.00
вс - выходной

(mts) (velcom) (tel/fax) (tel/fax)
+375 29 725-42-42 +375 29 356-29-90 +375 163 64-46-06 +375 163 67-44-44
Все страны

Дворец Пусловских в Коссово

Рыцарской грезой называют руины  замка в Коссове. Дворец состоит из центрального двухэтажного корпуса и 2 боковых крыльев, соединенных с ним узкими галереями, прорезанными высокими стрельчатыми арками. Углы центрального корпуса фланкированны гранеными башнями разной высоты, углы боковых крыльев укрепленный башнеобразными эскарпами. Фасады ритмично членятся арками, оконными проемами, перспективными нишами, гранеными башнями. Внутренняя планировка симметрично, характерная для дворцовой архитектуры классицизма. Дворец - пример сочетания приемов классицизма в планировке и композиции с элементами неоготики в архитектурной отделке.

Дворец Пусловских

В 1821 году Косовские поместья приобрел сын Франциска и внук Казимира Пусловских граф Войцех Пусловский (1762-1833), предводитель дворянства Слонимского уезда, посол четырехлетнего Варшавского сейма. Являясь прекрасным хозяйственником и патриотом Отечества, Войцех кроме того был активным инвестором восстановления и сохранения материальной и духовной культуры на Беларуси. В частности, Войцех выступил в качестве организатора и инвестора строительства ряда дворцов и храмов: Телеханского часовни (1817), приходских костелов в Ольшево (1809), Шыдловичах, Хомский (нач. XIX в.), Униатской церкви в Городечно (1825 год) и др.. Как утверждал Юлиан Немцевич, личный советник и адъютант генерала Тадеуша Костюшко, который побывал здесь в 1870-е годы, Ольшевскому костелу (не сохранился) вместе с фамильной часовней по архитектурным и художественным достоинствам не было равных в округе и мало таких было в Литве. После победоносной войны 1812 г. с Наполеоном, Войцех имел честь принять в одной из своих резиденций – Михалине - российского императора Александра. Свои доходы Войцех Пусловский получал главным образом через закладку, строительство и развитие промышленных мануфактур, привлекая к производству местных жителей. Кроме Косово, в котором им была заложена ковровая фабрика, он приобрел Песковский ключ, Нивы, Шыдловичи, Девятковичи и ряд других имений, где построил и восстановил около 60 костелов и церквей. Он был женат на княжне Юзеф Друцкий-Любецкий, сестрой министра Польши Ксаверия, на которого имел сильное влияние. После смерти Войцеха его огромное наследство было поделено между 5 сыновьями: Франциском, Владиславом, Татушам, Ксаверием и Вандалин. Косовский ключ получил младший сын Вандалин, женат на Ядвиге Езерской. В семье Вандолина и Ядвиги были 2 дочери. Геновефа вышла замуж за графа Адама Плятер, Марта - за графа Казимира Красинском. Вандалин Пусловский построил в Меречовщине в 1838 г. уникальный по своей архитектуре дворец. Он был удачно вписан в живописный парковый пейзаж. Возводя свою резиденцию на живописном рельефе местности, Вандалин больше связывал строительство дворца с соседней исторической усадьбой, где в 1746 родился всемирно известный государственный и политический деятель, руководитель национально-освободительного восстания 1794 г. генерал Андрей Тадеуш Бонавентура Костюшко. Задумку Вандолина Пусловского осуществил варшавский архитектор Франциск Яшчалд, который заменил распространенный на то время дворцово-парковый классицизм готической древностью. Ряд исследователей подчеркивают аналогию Коссовского дворца с замком Гогенцоллернов в Каменце-Зембавецким (Польская Силезия). 

Дворец Пусловских Дворец Пусловских

В стиле средневековой готики интерьеры дворца выполнили архитектор Владислав Маркони и декоратор Александр Жмурки. Объемно-пространственная архитектурная композиция дворца с пульсирующим силуэтом еще сохраняла строгую уравновешенную симметрию, свойственную уходящему классицизму. Фронтально вытянутое здание состояло из центрального двухэтажного корпуса и соединенных с ним галереями выдвинутых вперед боковых павильонов. Центральная повышенная часть дворца акцентирована ступенчатым аттиком. Зубчатый парапет по периметру здания и узкие щели-бойницы на восьмигранных башенках создают впечатление фортификационного укрепления. Готическую интерпретацию имели и въездные ворота. Дворец содержал больше 100 комнат, каждая из которых имела свою неповторимую отделку. Внутренняя планировка дворца симметричная, характерная для дворцовой архитектуры классицизма. В центральном корпусе залы были сгруппированы вокруг вестибюля. В боковых корпусах располагались служебные помещения. В просторных залах дворца имелось огромное количество изображений известных и неизвестных художников, родовых портретов, коллекций разнообразной по стилю мебели, посуды, антиквариата. Вокруг возведенной резиденции по плану архитектора Ф.Яшчалда был заложен великолепный парк по образцу ренессансных садов Италии. Вандалин Пусловский включил в новую композицию хорошо сохранившийся старинный парк, который когда-то окружал дом-усадьбу Тадеуша Костюшко. Таким образом, дворец Пусловских и старинная усадьба Костюшко вместе с парком создали уникальный дворцово-парковый комплекс, но на его долю выпали очень сложная судьба и тяжелые испытания. 

Дворец Пусловских

После подавления восстания 1863 г. был изъят и перешел к московской аристократии, сначала до купца Александрова, потом князей Трубецких и, наконец, Ольденбургского (до 1914 г.). Во время 1-й мировой войны дворец был сильно разрушен, но после проведенной реставрации он использовался в качестве администрации старост Косовского уезда. До 1939 г. в ряде залов сохранились печи, камины. Рядом с дворцом существовал дом-усадьба Костюшко. С 1939 до 1941 г. во дворце располагались части Красной Армии. В период немецкой оккупации немцы использовали замок под гетто. В конце 2-й мировой войны дворец и дом-усадьба были сожжены партизанами. Пожар уничтожил декоративную отделку. Повреждены фундаменты, часть стен обрушилась, отсутствует крыша. Частично уцелели витражи. Парк истреблены в советское время. В 1947 г. Косовский райисполком начал работы по частичному приспособлению замка под детский дом. Однако, работы оказались не под силу исполкому и были прекращены. В настоящее время архитекторами государственного предприятия "Брестреставрацияпроект" разработан генеральный план восстановления дворца, а также реконструкции парка как единого дворцово-паркового ансамбля.

Торжества по случаю рождения Тадеуша Костюшко проходят в его родовом гнезде 4 февраля. В этот день в Косово съезжаются представители дипломатического корпуса, чтобы почтить память национального героя. Но и в другие дни к его фольварку-музею приезжают автобусы с многочисленными туристами.

 

Музей-усадьба Т. Костюшко

Главной достопримечательностью Коссово является расположенный неподалеку фольварк Меречёвщина, где родился Тадеуш Костюшко (1746 – 1817) – один из самых известных наших соотечественников, участник войны за независимость США и руководитель восстания 1794 г., которое историки называют его именем.

Музей-усадьба Т. Костюшко в Коссово

Хозяйство в Меречевщине арендовал отец будущего вождя восстания. Тадеуш провел здесь первые годы своей жизни. Крещен был в Коссово. Его нарекли сложным именем – Анджей Тадеуш Бонавентура. Из трех имен Костюшко пользовался лишь вторым. В то время в Польше это имя было относительно редким. Позже оно получило распространение в память о вожде восстания. Популярность этого имени закрепил Адам Мицкевич в своей поэмеp «Пан Тадеуш». Герой этой поэмы родился в год восстания и был назван в честь его руководителя.

Сохранилось около ста портретов Тадеуша Костюшки, написанных при его жизни. Наиболее популярными были различные варианты «портрета в сермяге». Он наиболее полно передает дух восстания, все то, что донесли до нашего времени народные легенды о нем. Портрет полон символики, но, если расшифровать ее, может многое поведать о нем самом, о его связях с французской революцией и о борьбе за независимость своего и других народов. Изображен Тадеуш Костюшко в краковском национальном костюме. На голове героя – белая, популярная среди революционеров «шапка свободы». На груди – два ордена. Американский орден, полученный им в 1783 г.за участие в войне 1792 г., называемой войной в защиту Конституции 3 мая, против императрицы Екатерины II. Тадеуш Костюшко изображен с грубоватыми и угловатыми чертами лица, с несколько вздернутым носом и выступающими скулами… И тем не менее он покоряет нас благородством облика, тонкой улыбкой и глазами мечтателя. Романтизм в сочетании с сильным характером – вот, пожалуй, главная особенность Костюшко.

 Но лучше любого, даже самого верного портрета о нем свидетельствует история его жизни. В возрасте 30 лет военный инженер Тадеуш Костюшко одним из первых европейских добровольцев стал под знамена освободительной армии Джорджа Вашингтона. Позже Вашингтон скажет о нем: «…это ученый муж, обладающий самыми высокими достоинствами… весьма заслуживает того, чтобы его имя сохранилось в нашей памяти».

Музей-усадьба Т. Костюшко в Коссово

Восемь лет пребывания Костюшко в Америке дали ему богатый военный опыт, которым он воспользовался позже в войне 1792 г., а затем и в дни восстания 1794 г. В восстании Костюшко проявляет себя дальновидным и реально мыслящим руководителем, но его стремление привлечь к участию в восстании крестьянство и городское население встретило сопротивление аристократии, светской и духовной. Имущие классы не могли простить ему его слов: «Я не буду биться за одну только шляхту, я хочу свободы всей нации…».

Последовали раздоры, распри и – сокрушительное поражение. В бою Костюшко был тяжело ранен, взят в плен и заключен по приказу Екатерины II в Петропавловскую крепость. Через два года был освобожден Павлом I. Затем жизнь в изгнании и одинокая смерть на чужбине. Последние годы жизни он провел в Швейцарии. Его останки перевезли в Краков, в Вавельский замок, «польский пантеон», и похоронили среди королевских гробниц.

«Говорить о Костюшко, — писал французский политический деятель Лафайет, — это вспоминать о муже, которого уважали даже недруги, монархи, против которых он боролся. Имя его принадлежит цивилизованному миру…

Америка называет его в числе главных своих защитников. Польша оплакивает в его лице лучшего патриота, посвятившего всю свою жизнь свободе и независимости. Франция и Швейцария… чтят в нем лучшего из людей, христианина, друга человечества. Россия уважает в нем бесстрашного мужа, которого не смогли сломить даже несчастья. Все поляки считали себя его детьми и справедливо могли гордиться им перед другими народами».

К этому остается добавить: Беларусь горда тем, что является родиной великого человека, имя которого — Тадеуш Костюшко.

Его имя звучало на белорусской земле и в годы Великой Отечественной войны. Первая польская дивизия имени Тадеуша Костюшко получила свое боевое крещение под городом Оршей, у Ленино. Первый бой ее стал днем рождения Войска Польского. 

Сейчас в Меречевщине восстановлен дом, в котором родился Костюшко. Дом является музеем. Он создан при финансовой помощи Госдепартамента США. Одними из первых его посетителей были кадеты Военной академии США (г. Вест-Пойнт), где Костюшко поставлен памятник. Они прибыли в Беларусь, чтобы принять участие в праздновании 260-летия со дня его рождения. расшифровать ее, может многое поведать о нем самом, о его связях с французской революцией и о борьбе за независимость своего и других народов. 

Музей-усадьба привлекает туристов своей богатой историей, благоустроенной прилегающей территорией и расположенным недалеко дворцом Пусловских. Каждый год 4 февраля в музее проводятся торжества, приуроченные ко дню рождения Тадеуша Костюшко.

Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах

Белорусским Версалем называют дворцовый комплекс в Ружанах, возведенный в начале XVII века. Здесь была родовая резиденция могущественных Сапегов. Особенно значимый след в истории оставил Лев Сапега. Образование он получил в Лейпцигском университете, в 33 года был назначен на должность канцлера Великого Княжества Литовского. Лев Сапега возглавлял рабочую комиссию по созданию Статута Великого Княжества Литовского 1588 года, являвшегося фактически государственной конституцией и действовавшего в Беларуси до 1840 года.

Дворцовый комплекс в Ружанах

Изначально в Ружанах в 1617 году была построена неприступная крепость, в четырехъярусных подземельях которой хранились боевой арсенал, запасы продовольствия, важные документы. Существует версия, что подземный ход соединял дворец с церковью в Сынковичах и дворцом в Коссово.

Во время Северной войны (1700-1721 гг.) каменный дворец был практически разрушен. Годами второго рождения имения стали 1784-1788 гг. Архитектор Ян Самуэль Беккер по поручению Александра Сапеги создал настоящее чудо. Полуциркульные аркады шли от крыльев главного корпуса, соединяя его с боковыми зданиями и въездной брамой с примыкающими к ней с двух сторон флигелями. Ружанский дворец славился театром, техническое оснащение которого было по тем временам отличным, богатой картинной галереей. Гордостью владельцев была и самая крупная библиотека Великого Княжества Литовского.

Дворцовый комплекс в Ружанах
 

Сегодня о былом великолепии свидетельствуют сохранившиеся фрагменты самого дворца, аркады въездной Брамы с дубовым картушем и гирляндой. И не дает покоя искателям приключений заманчивый миф о лежащих под руинами золотых кладах влиятельных магнатов…

 

icon